Железная дорога начинается с России?

Первоначально колейные дороги появились на разработках камня, в рудниках и угольных шахтах. Первые так называемые рельсы представляли собой деревянные брусья — лежни. Первые упоминания о них относятся к середине XVI века. По такому колейному пути лошадь могла везти груз в 4 раза больший, чем по обыкновенной грунтовой дороге.

Однако деревянные лежни быстро изнашивались, повозки сходили с пути. Чтобы уменьшить износ деревянных лежней, их стали укреплять железными или чугунными полосами. Для предотвращения сходов повозок с пути на лежнях стали делать закраины.

Чугунные рельсы появились в XVIII веке. Одна из первых чугунных дорог длиной около 160 м была построена на Александровском заводе в Петрозаводске (Онежский завод) в 1788 году под руководством А. С. Ярцева. Ширина колеи была около 0,8 м. Рельс был уголковым. Движение по этому пути было в 12 раз легче, чем по обыкновенным грунтовым дорогам. Такая конструкция пути была более совершенной, однако в процессе эксплуатации поверхность рельсов засорялась и оказывала большое сопротивление качению.

Эта причина, видимо, привела к появлению выпуклых рельсов с эллиптической формой поверхности катания, введенных горным инженером П. К. Фроловым. Колеса имели желоб, соответствующий форме головки рельса. Этот рельс явился прообразом современного железнодорожного рельса.

Первая конно-чугунная дорога с выпуклыми рельсами протяженностью около 2 км была построена в России в 1806—1809 годах П. К. Фроловым на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов на Алтае. Она была первой в мире железной дорогой со всеми ее основными элементами: дорога имела насыпи, выемки, виадук, мост через реку Корбалиху на 20 каменных столбах высотой до 11 м. Уклон линии не превышал 14%. По этой дороге одна лошадь могла везти груз в 25 раз больший, чем по грунтовой дороге.

Подобные дороги в Америке появились только через 17 лет, а в Англии — через 10−15 лет.

В 1755 году для перевозки породы на рудниках Алтая уже был построен узкоколейный путь с деревянными рельсами, по которым двигались деревянные же вагонетки. Вдоль пути была натянута тросовая петля. Для приведения её в движение использовались лошади, вращавшие шкив. На каждой вагонетке имелось по два зажима, которые можно было поочерёдно прицеплять к одной или другой стороне петли ведущего троса. Благодаря этому, имелась возможность останавливать вагонетки или изменять направление их движения при непрерывном движении ведущего троса.

Талантливый русский инженер П. К. Фролов предложил ряд проектов строительства дорог на Алтае, а в 1812 году — проект солевозной дороги между озером Эльтон и Волгой протяженностью около 150 км. Эти проекты выходили за рамки внутризаводского транспорта. Выдвигая их, Фролов опережал все страны Западной Европы и Америки. Но царские чиновники не поддержали эти грандиозные по тем временам планы.

Большим шагом вперед в развитии железнодорожного дела, в том числе и железнодорожного пути, явилось строительство в 1842—1851 годах линии Петербург-Москва протяженностью 651 км. На линии впервые были применены широкоподошвенные рельсы массой 1 метра 29 кг (линейная плотность 29 кг/м), длиной 5,486 м и высотой 89 мм; балластный слой имел толщину 0,5 м на насыпях и 0,8 м в выемках и состоял из двух слоев: верхнего — из гранитного щебня толщиной 18 см и нижнего — песчаного или гравийного. В процессе строительства подрядчики стали применять только песчаный балласт.

Ширина колеи по настоянию П. П. Мельникова и других русских инженеров была установлена 5 футов (1524 мм). Мельников подчеркивал, что в пользу господствующей за рубежом колеи шириной 1435 мм «нет никаких убедительных доводов», колея в 1829 мм поведет к бесполезному перерасходу материалов, а грузоподъемность вагонов не повысится.

Одновременно с развитием железнодорожного строительства развивалась и наука о железнодорожном пути. Инженер П. П. Мельников в 1835 году предложил формулу для расчета рельсов с учетом влияния подвижной нагрузки. Воздействия подвижного состава на путь были исследованы профессором К. Ю. Цеглинским в 1903 году в труде «Железнодорожный путь в кривых». Большой вклад в расчеты пути на прочность внес академик Н. П. Петров.

Отечественные специалисты вели большие работы по созданию новых конструкций, совершенствованию науки о железнодорожном пути. Однако в условиях царской России многие их начинания не находили должной поддержки, поэтому железнодорожный транспорт в царской России был технически развит слабо.


04:35 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вкусные рецепты: Булочки с брынзой, "Пьяная вишня", клубничный кекс

Вкусные рецепты: Булочки с брынзой, "Пьяная виш...

Булочки с брынзойМаргарин натереть на крупной тёрке, смешать с мукой (примерно ок. 4-х стаканов), растереть ладонями, посолить (по желанию). В стакан с кефиром положить одну чайную ложку соды и тщател...
Партнерские программы как способ рекламы сайта

Партнерские программы как способ рекламы сайта

Партнерские программы - удачное подспорье для коммерческих сайтов. И совсем не потому, как ошибочно полагают многие вебмастера или жадные до раскрутки, рекламодатели, что с помощью интернет-партнеров ...
Работа заграницей в 2009 году...

Работа заграницей в 2009 году...

Алинка Хотелось бы узнать мнение о работе заграницей в 2009 году - реально ли для специалистов высокой категории. Я специалист в области управления персоналом. А муж - специалист ИТ. Интересует: Чехия...
Вкусные рецепты: лимонник, Соте из куриного филе, айвы и ананаса "Оранж", яблоки с корицей и куркумой

Вкусные рецепты: лимонник, Соте из куриного филе, ай...

лимонникИ замесить тесто. Пока тесто подходит приготовить начинку. Для начинки: 2 лимона потереть на тёрку(можно пропустить через мясорубку, я перемалываю на блендере) добавить 1,5 ст. сахара.Поставит...
Гендерные стереотипы в современном обществе

Гендерные стереотипы в современном обществе

Социальные стереотипы создают единое культурное пространство, в котором существует общество, и изначально они несут позитивный заряд, создавая платформу и задавая границы развития данного социума. Одн...
Море: как о нем отзывались наши предки? По волнам пословиц и поговорок

Море: как о нем отзывались наши предки? По волнам по...

Лето в разгаре! Море манит к себе, соблазняя теплой волной и безбрежным простором под чистым небом. А вот интересно: что наши предки говорили о нем? Оказывается, пословиц и поговорок на эту тему ...
Читаемые

Зачем рок-музыканты пишут книги?

Каждый, кто считает себя сегодня хоть немного значимым в музыке, шоу-бизнесе или политике, а теперь ...

Мутации в гене, связанным с BRCA2, PALB2 и риск ра

Согласно исследованиям, риск рака молочной железы увеличивается в 5-9 раз у женщин с мутациями в ген...

Как отправиться в путешествие на яхте.

Кто не желает совершить морскую прогулку или путешествие на роскошной белоснежной яхте? Сейчас, чтоб...

Чем папа Григорий XIII угодил нашим соотечественни

Сколько людей — столько и мнений, сколько народов — столько и календарей. Каза...

Советы от туроператора

Советы от туроператора по Малайзии Экзотичные жемчужины – Малайзия и Сингапур Экзотика и загад...

К кому идти за юридической помощью? Пять признаков

Нередко люди идут со своими проблемами, со своей болью, запутанной ситуацией к адвокату, юристу с це...

Какой утюг выбрать?

У моей бабушки в деревне за огромным дубовым шкафом стояли два странных предмета, которые не давали ...

Пленка ПВХ для натяжных потолков

Натяжные потолки стали популярными в нашей стране В последнее время натяжные потолки занимают лид...

Применение Ламизила

Многие активные люди, придерживающиеся здорового образа жизни, часто посещают бассейны, сауны, спорт...

Персонализация пластиковых карт

После завершения процесса печати пластиковые карты направляются на послепечатную обработку, а именно...



О информационном портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий перечень полезных и увлекательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти необходимую информацию стало легко.

Мы подобрали для вас информативные и отличные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Теперь, поиск необходимой информации будет занимать у вас считанные секунды.